«Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers)
I'm making a note here: HUGE SUCCESS.
Мы ждали старый-добрый Portal, только больше и лучше. И не дождались. Portal 2 — это уже действительно совсем другая игра. Совсем другая и всё та же... Впрочем, я ненадолго заткну в себе внутреннего фаната и попробую рассказать об этой замечательной игре объективно.
О сюжете
Игра делится на две части: одиночную и кооперативную. Плохая новость: в кооперативе сюжета нет. Уровни связаны между собой, GLaDOS (властительница всея комплекса) вполне себе разговаривает, но сюжета не завезли.
Хорошая новость: в одиночной игре сюжет есть и он выгодно отличается от первой части. В общем-то, как и уже когда-то, нам рассказывают трагедию. Но, цитируя Глэдди: «Комедия — это трагедия плюс время». А времени у нас много.
Одиночная игра делится на 8 глав. Деление это просто для формальности и особой смысловой нагрузки не несёт. Межуровневые загрузки стали чуть более навязчивыми (вместо маленькой надписи в центре экрана мы теперь вынужденны лицезреть загрузочные экраны), но благодаря приличной оптимизации они не займут много времени.
![Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers) Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers)](/system/attached_images/images/000/356/363/normal/portal2_2011-04-19_09-42-35-28.jpg)
Но, пожалуй, пора всё-таки рассказать о сути сюжета. Краткое содержание предыдущих серий: главная героиня Челл проснулась в неопознаной Лаборатории, прошла через кучу испытаний, убила маниакальную GLaDOS (ИИ), после чего оказалась в своеобразной анабиозной камере, напоминающую комнату дешёвого мотеля.
Спустя сто лет нас таки будит модуль персональности по имени Уитли. Саму одиночную игру можно разделить на четыре части: пробуждение, первый цикл испытаний, закулисье, второй цикл испытаний. Периодически эти части пересекаются. Длительность соответствует обещаниям: одиночная игра проходится приблизительно за 6 часов.
![Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers) Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers)](/system/attached_images/images/000/356/360/normal/portal2_2011-04-19_09-37-19-78.jpg)
Deja Vu?
THAT WAS A JOKE. HA-HA. FAT CHANCE.
Игровой мир сильно «очеловечился». Стерильность ушла в никуда, протоколы исчезли где-то в том же направлении. У GLaDOS окончательно «сорвало крышу» (или наоборот, она нормализовалась — это зависит от точки зрения) и теперь она непрерывно подкалывает (на грани оскорблений) свою старую знакомую. Что же касается Уитли, то заткнуть его не представляется возможным, за редкими исключениями.
![Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers) Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers)](/system/attached_images/images/000/356/365/normal/portal2_2011-04-19_09-56-26-03.jpg)
Таким образом, шутки уже не такие, что были раньше. Конечно, иногда всплывает технический юмор («Вы хотите начать процедуру замены модуля?» — «А ты сам как думаешь?» — «Ваш туманный ответ расценён как “да”»), но в целом направленность его теперь простирается в направлении деятельности Aperture Science. Из-за определённой запущенности комплекса (по понятным причинам) часто придётся слушать старые записи, «чтобы продвигать науку в пост-апокалиптических условиях».
![Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers) Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers)](/system/attached_images/images/000/356/358/normal/1.jpg)
Aperture Science v 1.0. Да-да, в Portal 2 мы немало узнаем о истории и устройстве комплекса — сегодняшнем и былом.
Короче говоря, одна из главных «фишек» Portal 2 — чёрный юмор на грани сюрреализма.
![Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers) Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers)](/system/attached_images/images/000/356/359/normal/2011-04-19_00005.jpg)
Графика и звук
Качество картинки в Portal 2 резко возросло. Наконец-то появились нормальные жидкости. Гамма тоже претерпела изменения. Первая треть игры — разруха, дикий микс белых стен, передвигающихся туда-сюда блоков, различные растения всюду. Потом — мрачное закулисье. И, наконец, заканчиваем мы в относительно стерильных условиях... но тоже со своими фишками, в частности, основанных на том, что уровни могут передвигаться. Только по сюжету, правда, но тем не менее.
![Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers) Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers)](/system/attached_images/images/000/356/364/normal/portal2_2011-04-19_09-50-38-43.jpg)
К звуку нареканий нет. Турели всё так же умиляют (особенно дефектные), локализация отличная. По крайней мере, желания плеваться, крушить-ломать всё вокруг и экстренно менять язык озвучки в настройках желания не появилось ни разу. Впрочем, это заставил сделать журналистический долг. В целом, сопоставимо. Офанатели от Still Alive? Что ж, английский — ваш выбор. Если же вам не особо принципиально, лучше играть на русском.
«Пиу-пиу по крестикам»
Portal 2 стал гораздо проще. Нет, не в плане решения задач — в плане их выполнения. Умереть стало сложнее: что смертоносной водички, что бездонных пропастей в игре мало. Хорошие шансы умереть есть только возле турелей и различных конвейеров.
Между строк: очень тяжело было привыкнуть, что в Portal 2 есть нормальная, не опасная для жизни, вода. |
![Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers) Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers)](/system/attached_images/images/000/356/367/normal/portal2_2011-04-19_11-38-44-70.jpg)
Количество «инструментов» претерпело изменения. Исчез шар энергии, который полностью вытеснила местная вариация лазера, появились световые мосты, проходящие сквозь порталы и «туристические воронки» — своеобразные лифты, по которым можно в одностороннем порядке передвигаться.
![Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers) Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers)](/system/attached_images/images/000/356/361/normal/portal2_2011-04-19_09-38-00-25.jpg)
Радикальные изменения есть не только в тестовых камерах...
Наикрупнейшее нововведение — это, конечно же, гели. Их три: ускоряющий, отталкивающий (aka прыгательный) и позволяющий создавать на себе порталы. В целом, в игре они выглядят не так дико, как ожидалось (даже относительно уместно), однако несоразмерность выливаемого геля с тем, что оказывается на полу, немного обескураживает. Вообще, количество мелких несостыковок с логикой в Portal 2, увы, довольно велико.
![Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers) Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers)](/system/attached_images/images/000/356/368/normal/portal2_2011-04-19_16-40-33-23.jpg)
Лаборатория большая. ОЧЕНЬ большая. Пугающе огромная, можно сказать. И если её общая площадь не поддаётся точным подсчётам, то про ту часть, что нам придётся посетить, можно говорить однозначно: стало просторнее, особенно «в закулисье». В скобках замечу, что это привело к некоторому подобию «охоты за пикселями», когда приходится осматриваться в огромном зале, разыскивая «клочки суши», где можно поставить портал. Впрочем, здесь нам немало помогает новая способность: по нажатию средней кнопки мыши можно, скажем так, «присмотреться». Проще говоря, приблизить камеру. Реализовано довольно удобно.
![Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers) Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers)](/system/attached_images/images/000/356/366/normal/portal2_2011-04-19_11-23-15-26.jpg)
Впрочем, тестовые камеры и в Portal 2 довольно скромны в размерах.
Несмотря на небольшие просчёты, задачи стали разнообразнее, а сложность их осталось умеренной — пожалуй, это самый большой успех Valve в Portal 2.
Пара слов о роботах
Кратко о кооперативном режиме. Как уже было сказано, здесь нас ждёт просто куча камер. С комментариями GLaDOS, но тем не менее. Всего их более сорока, и длительность кооператива в целом соразмерима с длительностью одиночной игры. «Пометка целей» и прочие средства субординации работают адекватно, сложность тоже в пределах нормы. Новых «фишек» среди оборудования в сравнении с кампанией нет.
Играем мы за двух роботов, Атласа и Пи-Боди. Порталы у них, соответственным образом, синий/фиолетовый и красный/оранжевый. Можно сказать, что именно в кооперативе раскрывается «головоломная» суть Portal 2 и всерьёз рискует сломать мозг неподготовленному человеку. Всё же рекомендуется начинать с одиночной игры.
![Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers) Portal 2 - «Здравствуйте, с вами говорит Кейв Джонсон...» Обзор игры (no spoilers)](/system/attached_images/images/000/356/369/normal/2011-04-19_00044.jpg)
Отдельно стоит отметить, что в Portal 2 есть магазин скинов, шапок и жестов для роботов. Печальное нововведение, конечно, но не критичное.
***
Какой же можно сделать вывод? Что ж... Valve создали свою самую во всех смыслах безумную, необычную и, пожалуй, действительно «самую лучшую игру в истории компании» — как и обещали. Мы получили не «то же самое, но лучше». Мы получили совершенно другое — со своими преимуществами и недостатками, но от этого не менее сильно заставляющая на финальных титрах требовать добавки.